Превращение России в мировую державу. Культура народов России в XVIII–п. пол. XIX в.

Вспомним события, которые способствовали превращению России в мировую державу в XVIII веке. Проследим за их развитием по карте. Выделим особенности развития культуры России в XVIII–первой половине XIX века, познакомимся с её выдающимися достижениями.

Конспект занятия "Превращение России в мировую державу. Культура народов России в XVIII–п. пол. XIX в."

История ЕГЭ, занятие 13

Занятие 13. Превращение России в мировую державу. Культура народов России в XVIII–п. пол. XIX в.

Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Задание на повторение материала

Задание 13

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

Задание 14

На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

Задание 15

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, у стен ко­то­ро­го про­изо­шло сра­же­ние, обо­зна­чен­ное на схеме циф­рой «1».

Задание 16

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) В ходе войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, про­во­ди­лись ре­крут­ские на­бо­ры.

2) Мир­ный до­го­вор, за­вер­шив­ший войну, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, был под­пи­сан в го­ро­де, обо­зна­чен­ном циф­рой «2».

3) Одну из ре­ша­ю­щих побед в дан­ной войне рус­ская армия одер­жа­ла в сра­же­нии, обо­зна­чен­ном циф­рой «3».

4) След­стви­ем войны, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме, стала утра­та Рос­си­ей ста­ту­са мор­ской дер­жа­вы.

5) После за­вер­ше­ния войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме, Рос­сия стала им­пе­ри­ей.

6) В ре­зуль­та­те этой войны Рос­сия утра­ти­ла за­штри­хо­ван­ные на схеме тер­ри­то­рии.


Южное направление

Задачи: выход к Чёрному морю, безопасность южных границ, осуществление «греческого проекта».

Русско-турецкие войны: 1768 – 1774, 1787 – 1791

    • 1768 – 1774

      • победы на Балканах, Кавказе, причерноморских степях

      • 1770 – граф Румянцев: победа у р. Ларги, у р. Кагул (1)

      • 26 июня 1770 г. – Чесменское сражение (Орлов (Чеменский), Спиридов, Грейг – разгром турецкого флота) (2)

      • июль 1774 – Кючюк-Кайнарджийский мир: (3)

        • земли между Днепром и Бугом,

        • право строительства флота на Чёрном море

        • контрибуция от Турции

        • независимость Крыма от Османской империи (1783 – отречение Шагин-Гирея – присоединение к России – Потёмкин-Таврический).

    • 1787 – 1791

      • 1788 – взятие Очакова (1)

      • 1789 – битва под Фокшанами и на р. Рымник (Суворов) (2)

      • декабрь 1790 – падение Измаила (Суворов) (3)

      • 1790 – разгром турецкого флота у о. Тендра и мыса Калиакрия (4) (Ушаков)

      • 1791 – Ясский (5) мирный договор:

        • Крым и протекторат над Восточной Грузией (1783 – Георгиевский трактат о протекторате России над Восточной Грузией)

        • земли между Днестром и Южным Бугом

        • вывод русских войск из Молдавии, Валахии, Бессарабии

Западное и северо-западное направления

    • Разделы Речи Посполитой: 1772, 1793, 1795: Беларусь, Правобережная Украина, Литва, Курляндия.

    • Русско-шведская война 1788 – 1790 гг.: подтверждены условия Ништадского мира, шведы получили право беспошлинной закупки хлеба и пеньки в прибалтийских портах.

Борьба с революционной Францией

    • участие в деятельности антифранцузской коалиции (с 1793 г.)

    • 1798 – победа эскадры Ушакова над французским флотом при крепости Кофру

    • 1799 – Итальянский и Швейцарский походы Суворова: Сент-Готард, Чёртов мост, переход через Альпы (хребет Паникс).

  • Освоение Североамериканского континента: 1799 – учреждение Русско-Американской компании – постоянные поселения на Аляске.

Русские полководцы и флотоводцы вт. пол. XVIII в. (рис. 1)

А. Г. Орлов-Чесменский

А. В. Суворов

Ф. Ф. Ушаков


Культура народов России в XVIII – пер. пол. XIX в.

XVIII век стал временем подъёма русской культуры.

  • Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния.

  • Вмешательство власти в духовно-культурную сферу.

  • Культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство

Образование в XVIII в.

  • 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями. Образование в нем было бесплатным для всех сословий.

  • В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге.

  • В 1764 г. был открыт Смольный институт благородных девиц.

  • Открываются новые кадетские корпуса, например, Морской шляхетный кадетский корпус (1752 г.).

  • В 1780-х гг. были заложены основы системы начального образования. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» были учреждены главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, малые народные училища с двумя классами −− в уездных городах.

Наука в XVIII в.

  • Главным центром научной деятельности была Академия наук (основана в 1724 г). Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М. В. Ломоносов, учёный, поэт, историк и естествоиспытатель.

  • В. Татищев стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».

  • Академия наук организовала ряд экспедиций для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана и северо-запада Америки. В 1760–1780 гг. было выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С. И. Челюскиным, С. Г. Малыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А. И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

  • Во второй половине XVIII в. в области точных наук и техники русские учёные достигли больших успехов. И. И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И. П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрёл прожектор, лифт, протезы для инвалидов.

Барокко — художественный стиль, характеризующийся стремлением к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств. В архитектуре – торжественность, много различных архитектурных деталей, плавные линии.

Классицизм — художественный стиль, в основе которого лежали идеи рационализма. Художественное произведение создаётся по строгим канонам. Случайные индивидуальные признаки игнорируются. В архитектуре – следование античным образцам, строгость, геометричность форм.

Архитектура XVIII в.

  • Застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра).

  • Представителем барокко был Растрелли, спроектировавший ряд дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). (Рис. 2)

Зимний дворец в Петербурге

Большой дворец В Петергофе


  • В стиле классицизма выполняли свои постройки в Москве Баженов (Дом Пашкова), Казаков (здание Сената в Кремле), в Петербурге И. Старов (Таврический дворец), Кокорин (Академия художеств), Кваренги (Академия наук, Смольный институт). (Рис.3)

    Дом Пашкова

    Здание Сената в Кремле

    Таврический дворец

    Академия художеств

    Смольный институт

  • Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера. (Рис. 4)

Изобразительное искусство XVIII в.

  • Традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи. Развивается искусство портрета, появляется гравюра

  • Выдающимися представителями портретного жанра стали Аргунов, Рокотов, Левицкий, Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека.

  • В конце XVIII в. на основе ряда частных коллекций был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.

Литература XVIII в.

  • Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным.

  • В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»).

  • Со второй половины века ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).

Сентиментализм — литературное направление, произведения которого ориентированы на восприятие текстов читателем, иными словами, на чувственность, возникающую в процессе чтения.

  • Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшего пороки власти и ущербность крепостничества.

Театр XVIII в.

  • Театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. Театр графа Шереметьева в Останкино (Прасковья Жемчугова).

  • В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Фёдор Волков.

Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины ІІ, Павла І, Ломоносова и др.).


Культура первой половины XIX в

В первой половине ХІХ в. русская культура переживала колоссальный подъём, возросло её влияние на жизнь всех слоёв общества.

Широкое распространение получили романтизм и реализм.

Романтизм — идейно‑художественное направление в культуре, для которого характерен приоритет духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей и характеров, природных красот.

Реализм — стиль и метод в искусстве и литературе, предполагающий, что окружающие нас предметы независимы от восприятия человека и его познавательных способностей, и деятели искусства должны изображать его таким, какой он есть.

Образование

Реформа 1803 г.: деление России на учебные округа, центром которых становился университет (теперь из насчитывалось 5). В каждом губернском городе должна была быть открыта гимназия (мужская) – среднее учебное заведение. Кроме того, открывались закрытые учебные заведения для дворянской молодёжи: лицеи, кадетские училища.

При Николае I сложилась сословная система образования:

  • приходские школы – для государственных крестьян,

  • уездные училища – для купеческих детей и прочих городских обывателей,

  • кадетские училища – для подготовки офицеров,

  • гимназии – для детей дворянства и чиновничества.

Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Императорское училище правоведения, Технологический и Константиновский межевой институты, Архитектурное училище, Лазаревский институт восточных языков.

Наука

Всемирную славу российской науке принесли математик Н. Лобачевский, физики В. Петров, Б. Якоби, Э. Ленц, астроном В. Струве, химики Н. Зинин и А. Бутлеров, медик Н. Пирогов, историк Н. Карамзин.

Весомые успехи были сделаны российскими мореплавателями:

  • И. Крузенштерн и Ю. Лисянский осуществили первое кругосветное путешествие в истории русского мореходства (1803–1806),

  • Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев в ходе своего путешествия открыли в 1820 г. Антарктиду.

Архитектура

На первую половину ХІХ в. приходится расцвет классицизма в архитектуре— Казанский собор в Петербурге (А. Воронихин), Михайловский дворец (К. Росси), Исаакиевский собор (О. Монферран). В стиле русского классицизма (ампира) творили А. Захаров (Адмиралтейство) и Д. Жилярди (Московский университет). (Рис. 5)

Казанский собор

Михайловский дворец

Исаакиевский собор

Адмиралтейство

Московский университет

С 1830‑х получает распространение русско-византийский стиль — Большой Кремлёвский дворец, храм Христа Спасителя (архитектор К. Тон). (Рис. 6)

Большой Кремлёвский дворец

Храм Христа Спасителя


Изобразительное искусство, скульптура

В первые десятилетия ХІХ в. получили известность скульптуры И. Мартоса (памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, бронзовая статуя Иоанна Крестителя в Исаакиевском соборе Петербурга, памятник Ломоносову в Холмогорах и др.). (Рис. 7.)

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому

Большой вклад в развитие российской скульптуры первой половины XIX в. внесли П. Клодт, О. Монферран, О. Бове, Б. Орловский. (Рис. 8.)

П. Клодт. Укротители коней

О. Монферран. Александровская колонна

О. Бове. Триумфальные ворота в Москве

Б. Орловский. Памятник М. Кутузову

Приход ХІХ в. в живописи ознаменовался распространением классицизма (К. Брюллов, А. Иванов) и романтизма (В. Тропинин). В бытовом жанре создавали свои картины А. Венецианов и П. Федотов. (Рис. 9)

К. Брюллов. Последний день Помпеи

А. Иванов.

В. Тропинин. Кружевница

А Венецианов. На пашне

П. Федотов. Сватовство майора

Литература

Первая половина ХІХ в. стала золотым веком русской литературы. В это время творили такие мастера, как В. Жуковский (1783–1852), К. Рылеев (1795–1826) — романтизм, А. Пушкин (1799–1837), М. Лермонтов (1814–1841), Н. Гоголь (1809–1852), И. Тургенев (1818–1883) — реализм.

Музыка и театр

В начале ХІХ в. уже существовал ряд крупных государственных театров — Александринский (Петербург), Большой и Малый (Москва). Известными актёрами были М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов.

В музыке широкой популярностью пользовался русский романс (А. Алябьев). Огромный вклад в развитие музыкального искусства внёс композитор М. Глинка (опера «Жизнь за царя).

3


Задания по теме для самостоятельного решения

Задание 1

(2 балла)

На­пи­ши­те про­пу­щен­ное слово.

________ – одно из на­прав­ле­ний в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве XVIII в., от­ли­ча­ю­ще­е­ся об­ра­ще­ни­ем, как к об­раз­цу, к ан­тич­но­му на­сле­дию.

Слово запишите в той грамматической форме, в которой оно употреблено в предложении, без каких-либо знаков препинания.

Задание 2

(3 балла)

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке, ко­то­рый Вы ви­ди­те, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных.

 

1) Дан­ный па­мят­ник яв­ля­ет­ся об­раз­цом ре­а­ли­сти­че­ско­го на­прав­ле­ния в ис­кус­стве.

2) Дан­ный па­мят­ник уста­нов­лен по по­ве­ле­нию им­пе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны II.

3) Им­пе­ра­тор, ко­то­ро­му уста­нов­лен дан­ный па­мят­ник, пра­вил во вто­рой чет­вер­ти XVIII в.

4) Дан­ный па­мят­ник из­ве­стен под на­зва­ни­ем «Мед­ный всад­ник».

5) Ав­то­ром дан­но­го па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся Ф. И. Шубин.

За­пи­ши­те в качестве ответа цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны (в порядке возрастания цифр без пробелов и каких-либо знаков препинания).

Задание 3

(3 балла)

Какие из пред­став­лен­ных ниже па­мят­ни­ков ар­хи­тек­ту­ры находятся в го­ро­де, ос­но­ван­ном по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра, ко­то­ро­му посвящён па­мят­ник? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти сооружения (в порядке возрастания, без пробелов и знаков препинания).

В от­ве­те за­пи­ши­те цифры, под ко­то­рыми эти па­мят­ники ар­хи­тек­ту­ры ука­заны (без каких-либо знаков препинания).

Проверить правильность выполнения заданий вы можете в автоматическом режиме в разделе домашние задания на странице с курсом "История Подготовка к ЕГЭ 2017"